понедельник, 18 мая 2020 г.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМСЯ 11 ПЕДКЛАССА НА 21.05.2020.

Социализация и ее основные характеристики
Социализация рассматривается как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Человек, по мере развития, общения, освоения деятельности усваивает и воспроизводит социальный опыт. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Ребенок социализируется не пассивно. Ребенок активен потому, что у него существуют собственные потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. 
Факторами социализации выступают взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи, Интернет и т.д. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее ничем заменить не возможно. Здесь проходит первый адаптационный период в жизни человека, определяется система его отношений к себе, близким людям, формируется характер, усваиваются нормы и правила поведения и пр. Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в  конфликтах и разводах, имеет серьезные психологические последствия, которые сказываются на процессе социализации ребенка. Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Школа влияет на социальное становление молодого человека в течение довольно длительного времени. Социализирующее влияние связано не только с обучение и воспитанием. По сравнению с семьей, школа обладает более жесткими социальными нормами, нарушение которых сопровождается обязательными санкциями. В школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений, который позволяет ему апробировать различные роли в межличностных отношениях. Как же происходит освоение стереотипов поведения, социальных норм, традиций, обычаев, интересов, ценностных ориентаций? Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: · идентификация - это отождествление человека с другими людьми или группами, позволяющее перенимать и усваивать нормы, отношения и формы поведения. · подражание - это сознательное или неосознанное воспроизведение человеком модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); · внушение - это неосознанное воспроизведение человеком мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; · стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей на собственное поведение; · чувство вины - переживание собственного несоответствия идеалу, собственных «неправильных» действий, вне зависимости от реакции других людей. Термин гиперсоциализация встречается как в рамках социальной психологии, так и психологии развития. В социальной психологии гиперсоциализация - это сильно выраженное желание человека быть принятым в какой-либо социальной группе. В психологии развития авторитарная гиперсоциализация – это тип отношения родителей к ребенку, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Конечно, и в одном, и в другом случае гиперсоциализация оказывает негативное влияние на процесс усвоения опыта и традиций человечества. Поведение – это взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Своеобразие поведения зависит от характера  взаимоотношений человека с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Социальное поведение направлено, обычно, на полноценное существование в обществе. Это действия человека среди людей («Я и ты», «Я и мы»). Следует отметить, что социальное поведение - это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, в которых человек демонстрирует то, что значимо для окружающих. Если учитель заявляет родителям: «Ваш ребенок сбежал с уроков и исправлял плохие отметки в своем дневнике!" - это значит, что учитель говорит о тех обстоятельствах взаимодействия с ребенком, которые значимы для него и поэтому такие действия также следует отнести к социальному поведению. Определение видов социального поведения обычно осуществляется с учетом потребностей, мотивов, целей личности, характеристик ситуации, в которой человек находится. Причины поступка могут быть различными. Это может быть: 1) ответная реакция человека на внешнее воздействие; 2) проявление его актуальных потребностей; 3) сохранение привычного, адаптивного состояния; 4) развитие нового личностного качества; 5) достижение поставленных целей. Существует большое количество разновидностей социального поведения человека. В качестве критериев классификации выбирается система производственных отношений, в которых действует человек (экономическое, правовое, производственное и пр.), степень его активности (активное, пассивное, агрессивное, конформное и пр.), способ выражения (вербальное, невербальное, демонстративное и пр.). Учителю важно уметь различать у учащихся нормативное поведение, альтруистическое поведение, асоциальное поведение. Нормативное поведение – это обычное поведение, которое по существу соответствует общественным нормам, традициям и правилам. Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным, поведением обычно понимаются любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти часто весьма многообразны. Их диапазон может простираться от проявлений любезности, благотворительной деятельности до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, и даже вплоть до его спасения ценой собственной жизни. Наша повседневная жизнь дает массу примеров просоциального поведения. Даже маленькие дети обнаруживают способность помогать другим. Ш.Тейлор приводит результаты наблюдений в детском саду за игрой детей в возрасте от 3 до 5 лет. В среднем за час каждый ребенок совершал 15 «помогающих» действий. Диапазон альтруистического поведения был  широким: от передачи игрушки другому ребенку до утешения своего плачущего товарища или оказания помощи воспитателю. Когда люди оказывают помощь? Исследования показали важную роль нескольких причин, к числу которых относится присутствие других людей, характер физического окружения и ощущение нехватки времени. Так в психологической литературе описан случай с молодой девушкой по имени Китти Дженовезе. В 1964 году Китти Дженовезе возвращалась после работы домой поздно вечером. Возле самых дверей своего дома она подверглась нападению преступника, который стал наносить ей удары ножом. В ходе борьбы с нападавшим, продолжавшейся в течение получаса, Кити кричала о том, что ее бьют ножом, и умоляла о помощи. Позже 38 человек, живших в этом и в соседних домах, признались, что слышали ее крики. Но ни один из них не пришел к ней на помощь и даже не позвонил в полицию. Полицию вызвали лишь спустя 20 минут после убийства; она прибыла через 2 минуты. Но и после этого никто из соседей не вышел на улицу. Почему никто не помог Китти Дженовезе? Анализ исследования отечественных и зарубежных психологов показывает, что на стремление человека оказать помощь влияет: · наличие личной или «разделенной» ответственности. Доказано, что у единичного свидетеля проишествия выше степень личной ответственности и он чаще оказывает помощь. · характер взаимоотношений между людьми. Установлено, что люди чаще помогают тем, кого хорошо знают и любят. · характеристики человека, оказывающего помощь. Доказано, что люди с хорошим настроением чаще оказывают помощь другим. · погодные условия. Люди значительно чаще соглашались помочь, когда день выдавался солнечным, с умеренной для данного сезона температурой. · размер города. Установлено, что жители больших городов менее дружелюбны и менее отзывчивы, чем сельские жители и жители небольших городов. · наличие свободного времени. Недостаток времени сильно отрицательно влияет на готовность оказать помощь другому. Противоположное просоциальному поведению выступает асоциальное поведение. Асоциальное поведение – это поведение человека, который уклоняется от выполнения морально-нравственных норм и угрожает благополучию других людей. Данное поведение нерегулируется социальными группами и морально-нравственными нормами (традиционными религиозными нормами, профессиональными требованиями, школьными правилами и т.д.). Асоциальное поведение может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство. Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и любого общества. В переводе с латыни «агрессия» означает «нападение». Агрессивный человек стремиться явно или скрыто подчинить себе другого человека или группу людей. Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), с негативными мотивами (стремлением навредить), с негативными установками (предубеждения) и разрушительными действиями. Агрессия оценивается как позитивный способ поведения только в тех случаях, когда человек находится в ситуации выживания (инструментальная агрессия). Как правило, большинство людей на словах отвергает агрессию, считают ее недопустимой в отношениях, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.
Факторы, запускающие механизмы агрессивных реакций. Боль. Доказано экспериментами с животными и людьми, что болевые ощущения усиливают агрессивные тенденции в поведении. · Пример 1. Исследователь Натан Эзрин решил выяснить, как повлияют болевые ощущения от электрического тока на агрессивность крыс. Он планировал включить ток, а затем, когда крысы приблизятся друг к другу, выключить его, убрав тем самым источник болевых ощущений. Однако сделать этого ему не удалось: как только он включал ток, крысы набрасывались друг на друга, и он просто не успевал его выключить. Чем сильнее были удары током, а, следовательно, и боль, тем свирепее вели себя крысы. · Пример 2. Психолог Леонард Берковиц провел эксперимент с участием студентов Университета штата Висконсин (США). Испытуемые держали одну руку либо в теплой воде, либо в настолько холодной, что её начинало «ломить». Державшие руку в холодной воде были более раздраженными, взвинченными и потом говорили, что готовы были с руганью наброситься на другого участника эксперимента. Жара. Установлена определенная зависимость между характеристиками климатических и погодных условий и поведением человека. Наиболее изученным средовым раздражителем является жара. · Пример 3. Уильям Гриффитт сравнил агрессивность студентов, заполнявшим опросники в комнате с комфортной температурой и студентов, находившихся в «жаркой комнате» (температура выше 32°С). Жара влияла на степень усталости и агрессии: студенты были более враждебно настроены по отношению к постороннему человеку. · Пример 4. В городе Фениксе (штат Аризона), где жара не редкость, водители автомобилей без кондиционеров чаще сигналят, если идущая впереди машина начинает замедлять ход.  · Пример 5. Большая часть акций гражданского неповиновения, имевших место в городах США меж у 1967г. и 1971 г., пришлась на жаркие дни. · Пример 6. В жаркую погоду возрастает количество преступлений, совершаемых с применением насилия. Об этом свидетельствуют статистические данные об уровне преступности в городах: ДеМойн (штат Айова), Дэйтон (штат Огайо), Хьюстон (штат Техас), Индианаполис (штат Индиана), Даллас (штат Техас) и Миннеаполис (штат Миннесота). Агрессивное провоцирующее поведение. Установлено влияние агрессивного поведение на возникновение агрессии у другого человека. · Пример 7. Результаты экспериментов, проведенных в Университете графства Кент, в Университете штата Вашингтон и в Университете города Осака, подтверждают, что преднамеренные нападки вызывают ответную агрессию – желание отомстить. Суть большинства этих экспериментов заключалась в том, что пары испытуемых соревновались друг с другом в быстроте реакции. По завершении каждого «раунда» соревнования «победитель» решал, насколько сильным должен быть удар током - наказание «проигравшему». В действительности за каждым испытуемым стоял помощник экспериментатора, который планомерно увеличивал силу удара. Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства – может быть источником стресса и побудителем агрессивного поведения. · Пример 8. Статистические данные об уровне преступности показывают, что она выше в густонаселенных городских кварталах. Даже в тех перенаселенных городах, в которых нет всплеска преступности, люди живут в состоянии большего страха. В Торонто совершается в 4 раза больше преступлений, чем в Гонконге, тем не менее – об этом свидетельствуют результаты опросов – жители более безопасного Гонконга, плотность населения в котором в 4 раза выше, чем в Торонто, чувствуют себя на улицах своего города менее комфортно. Влияние средств массовой информации: телевидение – существует убеждение о взаимосвязи информации агрессивного характера в СМИ и спецификой агрессивного поведения телезрителей. · Пример 9. Начиная с 1967 года Джордж Гербнер и его помощники из Пенсильванского университета просматривали сетку вещания США в прайм-тайм и субботние утренние развлекательные программы. Они установили, что две из трех программ содержали сюжеты насилия. Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещенно участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии? Последняя идея, утверждает, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию (вариант катарсиса). Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию. Но споры продолжаются до сих пор. Установлено также в единичных исследованиях, что агрессивное поведение могут спровоцировать: неприятные запахи, табачный дым, степень загрязнения воздуха. И.А.Фурманов описывает существование следующих основных форм выражения агрессии: · Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. · Косвенная агрессия – использование косвенных способов влияния на другого человека (сплетни, сарказм, издевки, клички и пр.) и/или агрессии вообще (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и пр.). · Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитетного человека или руководителя (от пассивного сопротивления до активной борьбы против правил). · Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Ребенок с рождения включается в широкую систему социальной регуляции. Общество и общественные институты (семья, детский сад, школа, колледжи, университеты, трудовые коллективы, СМИ и пр.) управляют поведением людей. Регуляция социального поведения личности – это приведение поведения в соответствии с определенными правилами. Правила обеспечивают нормативное общение личностей как членов общества. В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». Регуляция – это непрерывный процесс приспособления человека к окружающим условиям и удовлетворения возникающих в данный момент потребностей. Процесс регуляции включает в себя как внутренние, так и внешние изменения. К внешним изменениям относятся наблюдаемое поведение и поступки. Поскольку у человека появляются новые установки и чувства, он вносит поправки в свое внешнее поведение. К внешним изменениям относятся также перемены в социальном положении, например принятие новой роли или появление новых отношений. К внутренней регуляции относятся изменения в установках, чувствах, эмоциях и мотивациях личности. Под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий. В жизни нам часто приходится сталкиваться со стрессом, испытывать различные неприятные переживания – гнев, обиду, раздражение и злость, сильное волнение. Очень важно научится управлять этими состояниями, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, уметь расслабляться или как-то иначе справляться со стрессорами. Различают три уровня саморегуляции: · саморегуляция на уровне организма как адаптация к условиям жизни (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.); · саморегуляция на уровне деятельности как адаптация к условиям ситуации (применение приемов, навыков, привычек при выполнении какихлибо видов деятельности); · саморегуляция на уровне личности как управление своими характеристиками, качествами, свойствами и состояниями (осознание, формирование или корректирование целей, мотивов, установок, системы ценностей и др.). Начало саморегуляции должно быть увязано с выделением у себя конкретного мотивационного противоречия – «своеобразного пароля для входа в себя». Именно противоречия стимулируют перестройку отдельных сторон своей личности. В качестве примеров можно привести несоответствие материального уровня культурному, завышенные притязания относительно реальных возможностей и пр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий