10 педкласс. Материал для изучения на 05 мая 2020 г.
Мышление и его виды
Сущность мышления.
На два философских вопроса: о природе ощущений и о природе мышления,
Дюбуа-Реймон дал одинаковый ответ – «никогда
не узнаем». Так скептически он оценивал саму возможность установить «границы естествознания»
между «нервным возбуждением и ощущениями»
и между «образом и мыслью». Сложность изучения мышления заключается в его всеобъемлющем
характере. Человек как
представитель биологического вида Homosapiens склонен к глобальной интеллектуализации других
познавательных процессов. Мышление
– это процесс обобщенного и опосредствованного познания (отражения), состоящий в открытии и
преобразовании отношений между предметами
и явлениями действительности. Мышление
оперирует обобщенными категориями, конкретное, как правило, присутствует в
мыслительных процессах не на правах фигуры, а на правах фона. Например, в природе
нет «деревьев», есть «береза», «ель» или «лиственница». Ограниченные способности к обобщению
в диагностике являются
критериями определенной патологии мышления. Если ощущения и восприятие позволяют судить об
единичных, отдельных свойствах предметов и явлений, то мышление – об закономерных общих и
существенных связях.
Современная
психология под мышлением понимает процесс формирования ментальных
репрезентаций посредством преобразования воспринимаемой или
извлеченной из прошлого опыта информации.
Р. Майер приводит
три основные характеристики мышления: во-первых, это внутренний познавательный процесс;
во-вторых, процесс манипулирования ментальной
информацией (знаниями); в-третьих, направленный (хотя и не всегда правильный) процесс. Содержание понятия мышления можно
конкретизировать через типологию его видов.
Виды мышления.
Наиболее полно типология видов мышления в отечественной психологии представлена в работах Р.С.
Немова, в зарубежной
психологии – Дж. Брунера. Так, Р.С. Немов выделяет практическое: наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление;
и
теоретическое мышление, теоретическое
образное и теоретическое понятийное мышление.
Наглядно-действенное мышление
– процесс решения умственных задач при
непосредственном манипулировании предметами. Например, в экспериментах с обезьянами на
недоступной им высоте подвешивали приманку.
При этом по площадке были разбросаны ящики. Сначала обезьяна тянулась к приманке или прыгала.
Затем она сидела неподвижно и
«анализировала» ситуацию. Наконец, обезьяны
составляла пирамиду из ящиков,
брала палку и доставала фрукты. Подобная сообразительность – это
конкретное мышление в действии, то есть
наглядно-действенное мышление.
Такое мышление широко представлено у людей, занятых
ручным трудом.
На этом уровне мыслительной деятельности В.И. Чапаев при помощи клубней картофеля и чугунка
объяснял, где должен быть командир во
время сражения в одноименном фильме.
Наглядно-образное
мышление – процесс решения умственных задач при манипулировании образами
предметов, извлеченными из кратковременной
памяти. Такое мышление непосредственно связано с восприятием. Наглядно-образное
мышление характерно для детей дошкольного
и младшего школьного возраста, а также для художников, работающих на пленере, инженеров и
конструкторов.
Теоретическое
образное мышление – процесс решения
умственных задач
при манипулировании образами предметов, извлеченными из долговременной памяти. Мышление
такого типа является более обобщенной и отвлеченной формой, его образы не только
извлекаются из памяти, но и реконструируются
силой воображения. Хорошо развитое теоретическое образное мышление имел И.М.
Гончаров. Он вспоминал, что когда писал книги: люди не давали ему покоя, приставали,
позировали в сценах. Он слышал
отрывки их разговоров. Ему казалось, что он ничего не выдумывал в своих книгах, а только смотрел и
вдумывался.
Теоретическое
понятийное мышление – процесс решения мыслительных задач при
манипулировании абстрактными категориями (понятиями) без обращения к опыту, который был
получен при помощи органов
чувств. Такое мышление свойственно научным работникам, к нему, по
мере необходимости, обращаются все люди, когда имеют дело с абстрактной (символической или знаково-символической)
информацией.
Мышление человека в онтогенезе развивается от
наглядно действенного
и наглядно-образного к теоретическому образному и понятийному мышлению.Названная
выше классификация может быть сведена
к двум другим видам: к понятийному и
допонятийному мышлению.
Когнитивный
психолог Дж. Брунер по характеру воспринимаемой информации и соответствующему типу
ее репрезентации выделяет в
профиле мышления
4 базовых и 6 комбинированных видов. К базовым
типам он относит
предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
Предметное
мышление неразрывно связано с предметом в пространстве и во времени и
осуществляется как преобразование информации
с помощью предметных действий. Операции предметного мышления выполняются строго
последовательно. Его результатом является мысль, воплощенная в новой когнитивной конструкции.
Таким типом мышления
обладают люди с практическим складом ума.
Образное
мышление осуществляется с помощью
манипулирования образами
предметов, когда его свойства воспринимаются отвлеченно от непосредственного носителя. Таким
мышлением обладают люди с художественным
складом ума.
Знаковое
мышление оперирует информацией на уровне умозаключений. Знаки группируются в
более крупные структуры, результатом
является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения
между предметами и явлениями. Это
тип мышления людей с гуманитарным складом ума.
Символическое мышление
преобразует информацию с помощью логических
операций, его результатом является мысль, выраженная в виде
структур или формул, фиксирующих существенные
отношения между символами.
Такое мышление характерно для людей с математическим складом ума.
На четырех
базовых видах
мышления, а, следовательно,
и способах репрезентации,
основаны следующие
комплексные типы:
предметно-образное (практическое), предметно-знаковое
(гуманитарное),
предметно-символическое (операторное), образно-знаковое
(художественное), образно-символическое (техническое) и
знаково-символическое (теоретическое)
мышление.
Кроме того, существуют специфические, как правило, парные типологии
мышления. По степени осознания
бывает логическое
и интуитивное мышление. Логическое мышление основано на понятиях, формах мышления, законах
и принципах формальной логики. Напротив,
интуитивное мышление предполагает манипулирование образами предметов с нечеткими
характеристиками. По результату и
характеру поиска принято выделять
репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное
(новаторское) мышление. Крайними формами классификации мышления
выступает его
деление по возрастным, половым, национальным (по менталитету)
особенностям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий