понедельник, 11 мая 2020 г.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ  11 ПЕДКЛАССА НА 14.05.2020


Эмоции и чувства
Ситуация.
Обычное утро буднего дня в городском многоквартирном доме. Один за другим жильцы покидают свои квартиры, спеша по делам, на работу, в школу. Впереди у них – насыщенный день, позади ночь, которая прошла у каждого по-разному. Открыв дверь подъезда, все они в один миг попадают из полумрака парадной в светлое утро, все они видят один и тот же кусочек двора… Но действительно ли они видят в этот момент одно и то же? Проснувшийся бодрым и веселым молодой человек, прежде всего, заметит ласковое весеннее солнышко, его приболевший сосед по лестничной клетке – весеннюю же грязь, проступившую после стаявшего снега, пятилетний малыш увидит только полосатую важную кошку, с которой давно мечтал познакомиться, а его мама – развалившуюся ступеньку, на которую надо обратить внимание сына. Каждый из них видит то, что кажется ему самым важным, или то, на что направляет взгляд эмоциональное состояние – радость, раздражение, любопытство, озабоченность.
  Мир, в котором мы живем, огромен и разнообразен. Наши возможности восприятия и понимания этого мира ограничивают органы чувств, особенности мышления, а эмоциональные состояния формируют угол зрения, фокус восприятия и оценки. Эмоции и чувства, которые может переживать человек, определяют его самочувствие, успешность в деятельности, характер отношений с другими людьми. «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить», - утверждал Вильям Шекспир. В широком смысле эмоции и чувства - это слова-синонимы. В узком - под эмоциями понимают ситуативные переживания, а чувства – характеризуют более длительные, устойчивые и глубокие переживания человека. Эмоциональные состояния обычно оказывают влияние на характер жизнедеятельности человека: могут повышать активность (стенические) или понижать (астенические). И.В.Вачков описывает следующие функции эмоций:
Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Они сообщают о том, какое значение, какую ценность лично для нас имеют предметы или отношения с другими людьми, которые в настоящий момент оказались в центре внимания. Человек может не задумываться о происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость, отвращение – сообщит об истинном отношении к нему. Или, скажем, мы еще только представляем себе некоторую возможную ситуацию, а эмоции уже оценивают ее как желаемую или неприятную. Таким образом, эмоции выполняют функцию оценки. Эмоции помогают человеку решить, в каком направлении ему дальше действовать, помогают сделать выбор в ситуации, предполагающей  несколько возможностей. Иначе говоря, они регулируют поступки и действия человека. Эмоции в нашей жизни выполняют также мобилизующую функцию. Они как бы подключают дополнительные источники энергии, увеличивают силы и возможности человека. Причем такой способностью обладают как положительные, так и некоторые отрицательные эмоциональные переживания. Дополнительные силы у уставшего человека могут появиться и дать ему возможность еще некоторое время плодотворно поработать как благодаря настоящей радости, так и благодаря сильной злости. Вспомните, было ли с вами такое, когда кто-то говорил вам: «Да брось ты это дело, все равно ведь у тебя не получится!» Разве хотя бы однажды вы не отвечали (может быть, только про себя) со злостью: «Ну уж, нетушки!» – и не делали с удвоенной энергией то, что вас призывали бросить? Эмоции помогают воспринимать то, что с нами сейчас происходит, не как сумму отдельных фрагментов (подошел – увидел – заговорил – подарил цветы – послушал), а как нечто целое, всеохватывающее, как часть жизни (например, свидание). Все, что с нами происходит в отдельный момент времени, что окружает нас, объединяется некоторым чувством, с которым мы проживаем этот момент. Мы часто и называем тот или иной прожитый нами отрезок времени, указывая на доминирующее эмоциональное состояние: интересная поездка, горестная весть, веселая встреча и т. д. Таким образом, эмоции выполняют синтезирующую функцию. Эмоции обычно сопровождают другие психические процессы (ощущение, внимание, память, мышление и т.п.) и находятся с ними в сложной взаимосвязи. Так, например, состояние волнения, эмоциональное переживание страха перед экзаменом, оценкой отрицательно сказываются на функционирование процесса мышления, иногда даже наблюдаются эффекты «провалов в памяти» из-за волнения.
Выделяют следующие виды эмоций (по К.Изарду): интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Интерес – положительная эмоция. Ее переживание способствует развитию навыков, умений, освоению знаний, формированию мотивации к выполнению деятельности. Радость - положительная эмоция. Она переживается в тех случаях, когда человек удовлетворил свою потребность достаточно полно, а особенно ярко тогда, когда вероятность удовлетворения была невелика или неопределенна. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Страдание - переживание отрицательной эмоции. Проявляется в тех случаях, когда человек осознает невозможность удовлетворения потребностей. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции. Гнев - эмоция, отрицательная по знаку. Как правило, гнев протекает в форме аффекта (неконтролируемой сознанием реакции) и вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение – отрицательная эмоция. Обычно вызывается объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), любое взаимодействие с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками человека. Если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение. Презрение – отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях. Она возникает как следствие рассогласования жизненных позиций, взглядов и поведения (в первую очередь, несоответствие нравственных норм и эстетических принципов). Страх - отрицательная эмоция. Человек переживает страх, когда есть вероятность опасности (реальной или вымышленной), ущерба для жизненного благополучия. Стыд - отрицательная эмоция, выражающаяся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
 Чувство – это переживание человеком своего отношения к самому себе и к тому, что его окружает и занимает: к миру предметов и явлений, миру человеческой культуры. Переживание устойчивое, длительное, сопровождающее нас порой долгие годы. Способность чувствовать – это один из величайших даров человека. Эмоции преходящи, чувства устойчивы. Еще одно различие: эмоции даны нам природой; даже если мы не осознаем своих эмоций, мы их испытываем. А вот чувства – это величайшее достояние, которое нужно еще себе присвоить, нужно научиться чувствовать. Чувство любви, чувства красоты и гармонии, удовольствие, получаемое в процессе познания истины, чувства сострадания и со-радости, совесть…  Помимо эмоций, следует сказать о высших чувствах, как о подлинно человеческих характеристиках реагирования. Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические). Моральные (нравственные) чувства выражают отношение человека к человеку и - шире - к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной жизни. К нравственным чувствам относятся любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др.  Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникшего противоречия. «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В ней - источник всякого подлинного знания», - писал А. Эйнштейн. Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. В качестве примера специфического эстетического чувства может быть рассмотрено чувство юмора, в основе которого лежит способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Праксические чувства - это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности - труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность - главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств. Умение осознавать эмоции и чувства, управлять ими называется эмоциональной зрелостью личности.
Эмоциональная зрелость личности — это определенный уровень развития личности взрослого человека, который характеризуется открытостью эмоциональному опыту, осознанием собственных чувств и принятием за них ответственности, развитой эмоциональной сферой и эмоциональной устойчивостью, способностью адекватно ситуации проявлять и выражать эмоции и чувства, а также способностью гибко и творчески обходится с собственными эмоциональными переживаниями. Из преобладающих эмоций и чувств складывается настроение - наше душевное самочувствие. Оно включает те эмоции, которые преобладают в нашей жизни, наши чувства и психические состояния, в которых мы  находимся. От настроения в свою очередь сильнейшим образом зависит то, насколько счастливыми мы себя чувствуем, удовлетворены ли своей жизнью, способны ли достигать успеха в своих делах. Конечно, человек так или иначе ощущает, хорошее у него настроение или плохое. Признаки хорошего настроения: · В этом состоянии приятно, уютно и комфортно самому человеку. · Окружающим людям тоже комфортно и приятно находиться рядом с человеком, у которого хорошее настроение. · В таком состоянии человек может и хочет активно действовать, наиболее полно раскрывает свои способности, что ведет его к успеху. А когда настроение у человека плохое, ему становится неприятно и дискомфортно. Ну, о каком комфорте может идти речь, если без конца о чемнибудь тревожишься, ходишь обиженным на весь белый свет или переживаешь сильную ревность? Окружающим тоже дискомфортно и неприятно находиться рядом с человеком, у которого преобладает плохое настроение. Поэтому он часто бывает одиноким, ему кажется, что никто его не любит и не хочет с ним дружить. Как следствие, его настроение становится еще хуже, и получается «заколдованный круг». Единственный выход из данной ситуации — каким-либо способом изменить свое настроение, сделать его лучше. Тогда находиться рядом с тобой станет приятно и люди к тебе потянутся.
Психологически зрелый человек - это такое создание, у которого настроение преобладает хорошее и никакое специальное исправление ему не требуется. Чтобы было что исправлять, сначала надо свое настроение испортить. Почему-то часто получается так, что хорошие, положительные примеры учат человека менее эффективно, чем примеры отрицательные. Вспомните «Вредные советы» Г. Остера? Вот несколько советов о том, как портить свое настроение: · Постоянно говори себе: «Я никому не нужен. Никто меня не понимает, не любит и никогда не полюбит!» · Внимательно разглядывай себя в зеркало и приговаривай: «Какой же я уродец!» · При каждом удобном случае сравнивай себя с другими. Когда сравнение не в твою пользу - завидуй изо всех сил! · Поссорься с родителями! А заодно и еще с кем-нибудь из близких тебе людей. · Вспомни какую-нибудь проблему, решить которую ты все равно не в состоянии. Думай об этой проблеме, о своем бессилии и о несовершенстве мира. · Подумай о своем будущем: представь, что через 20 лет ты будешь одиноким, некрасивым, бедным и безработным. · А когда настроение уже станет хуже некуда, выпей с горя побольше пива, чтобы потом мучиться похмельем.  Иными словами, эмоции играют активную роль в процессе познании и самопознания: Что мне нравится и что не нравится? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям? Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Когда мы пытаемся понять себя и сформировать Я-концепцию, мы обязаны расслышать и понять язык эмоций и чувств. Правда, этому языку надо еще научиться. Человеку нужно знать о не только том, какие бывают эмоции и чувства, но как они проявляются лично у него, каковы индивидуальные особенности эмоционального мира.
Педагогу важно сформировать не только собственную эмоциональную зрелость, но и эмоциональную зрелость по отношению к другим, поскольку это будет способствовать формированию его профессиональных компетенций и, соответственно, повышению эффективности обучения и воспитания.
Критерии эмоциональной зрелости личности: 1. Чувствительность, открытость эмоциональному опыту. 2. Осознанность эмоций и чувств. 3. Адекватность проявления и выражения чувств (соответствие внешней ситуации, внутреннему состоянию). 4. Психологическое благополучие (уверенность в себе, удовлетворенность жизнью, отсутствие психосоматических симптомов). 5. Зрелые способы переработки эмоций (сублимация, юмор, творчество). 6. Произвольность (умение управлять собственными эмоциональными переживаниями и собственным поведением).
Критерии эмоциональной зрелости личности по отношению к другим: 1. Распознавать чувства других людей. 2. Разделять свои и чужие чувства. 3. Осознавать влияние чужих чувств на себя (уметь принимать или отказываться от чужих эмоциональных посылов); 4. уметь сочувствовать другим; 5. осознавать как свои эмоции влияют на других; 6. уметь надлежащим образом реагировать на чужие чувства и выражать свои.
 Пример несформированности эмоциональной зрелости у молодого учителя. Среди наблюдавшихся нами педагогов оказалась учительница 1-го класса, совершенно не умевшая владеть классом. Она имела педагогический стаж работы в начальной школе, но все время ставился вопрос об ее увольнении как явно несправляющейся со своим делом. Учительница часто повышала голос, требовала дисциплины, но малыши ее совсем не слушались. Даже в присутствии посторонних она хватала их за руки, тащила к доске, но к порядку их призвать не могла: дети вертелись, шумели, переходили с места на место и т. п.  Нетрудно было установить, что этот педагог не обладает экспрессивными способностями. Она почти кричала, но это не был тон приказа, пыталась сказать что-то требовательно, строго, но тут же на ее лице не к месту появлялась улыбка. Она читала длинные нотации, а посмотреть на детей внушительно, строго не умела, она совсем не владела ни голосом,ни мимикой. Учительнице была указана одна из основных причин отсутствия у нее дисциплины на уроке - неумение управлять своей экспрессией (иначе говоря, у учительницы была собственная эмоциональная незрелость и эмоциональная незрелость по отношению к другим). В дальнейшем мы проделали с нею ряд упражнений вне класса по овладению интонацией, выражением лица, умением держать себя на уроке, проявляя более ярко и свое недовольство, даже гнев, и ласковость, доброту, одобрение, похвалу и т. п. Дисциплина на ее уроках стала заметно улучшаться. Учительница поняла, в чем ее слабость и в чем сила, настроение у нее поднялось, исчезла излишняя возбудимость и раздражительность. Нарушения дисциплины стали редкими, что отметила и завуч, посещавшая ее уроки. Вместе с тем сама учительница признала, что у нее также исчезла своего рода абстрагированность от детей на уроке, она стала лучше их видеть, слышать, чувствовать, что способствовало установлению нормальных контактов с учащимися.
В чрезвычайных ситуациях человек реагирует по-особенному. Стресс – это уже не просто эмоция, а ответ организма на угрожающее ему воздействие. Это общая реакция человека на ситуацию, требующую мобилизации всех его сил. Но в отличие от эмоции страха как реакции на неожиданную опасность, стресс возникает в ответ на длительные перегрузки. Если человек вынужден продолжительное время жить в состоянии опасности, нервной или физической перегрузки, постоянной тревоги и возбуждения, он в результате может испытать стресс. Проявляется стресс в разных формах: в психическом состоянии человека, его физическом самочувствии, в изменении здоровья (увы, чаще – в ухудшении). Одни люди в стрессовом состоянии становятся безынициативными и безразличными, другие – суетливыми и взвинченными. Почти всегда стрессы приводят к тому, что деятельность человека становится менее успешной, взгляд на мир – более пессимистичным. Стресс снижает творческие возможности человека. Основатель учения о стрессовых состояниях Г. Селье утверждал, что стресс – это не болезнь, не патологическое состояние, а закономерная реакция человека на непредсказуемое течение жизни. Стресс – это ответ на неблагоприятные условия жизни, это сигнал человеку о том, что он не принимает мир, в котором сейчас живет, не готов реализовывать себя в этом мире. Стресс могут вызывать биологические условия жизни, скажем, неблагоприятная экологическая обстановка. Стресс может быть следствием физических перегрузок. Например, для многих школьников последний год обучения в школе становится стрессовым в силу значительных умственных и  физических нагрузок. Наконец, стрессовые состояния могут порождаться и сильными, повторяющимися в течение длительного времени, эмоциями: горем, страхом, страданием. Можно ли изменить ситуацию? И регулировать самому свои сильные переживания? Да, такие возможности есть у каждого человека. Совладающее поведение помогает человеку справиться с трудными ситуациями, которые оцениваются им как напряженные или превышающие его ресурсы. Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм. Совладание возникает тогда, когда человек попадает в трудную ситуацию. Любая трудная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к ней человека в зависимости от степени ее значимости. Вопрос об эффективном и неэффективном совладании напрямую связан с понятием копинг-стратегий. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс уменьшения или ликвидации очага напряженности. Их можно применять для коррекции поведения, эмоциональной разрядки, изменения субъективной оценки и контроля напряженной, травмирующей ситуации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий