МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ 11 ПЕДКЛАССА НА 14.05.2020
Эмоции и чувства
Ситуация.
Обычное утро
буднего дня в городском многоквартирном доме. Один за другим жильцы покидают
свои квартиры, спеша по делам, на работу, в школу. Впереди у них – насыщенный
день, позади ночь, которая прошла у каждого по-разному. Открыв дверь подъезда,
все они в один миг попадают из полумрака парадной в светлое утро, все они видят
один и тот же кусочек двора… Но действительно ли они видят в этот момент одно и
то же? Проснувшийся бодрым и веселым молодой человек, прежде всего, заметит
ласковое весеннее солнышко, его приболевший сосед по лестничной клетке –
весеннюю же грязь, проступившую после стаявшего снега, пятилетний малыш увидит
только полосатую важную кошку, с которой давно мечтал познакомиться, а его мама
– развалившуюся ступеньку, на которую надо обратить внимание сына. Каждый из
них видит то, что кажется ему самым важным, или то, на что направляет взгляд
эмоциональное состояние – радость, раздражение, любопытство, озабоченность.
Мир, в котором мы живем, огромен и разнообразен.
Наши возможности восприятия и понимания этого мира ограничивают органы чувств,
особенности мышления, а эмоциональные состояния формируют угол зрения, фокус
восприятия и оценки. Эмоции и чувства, которые может переживать человек,
определяют его самочувствие, успешность в деятельности, характер отношений с
другими людьми. «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить», - утверждал Вильям
Шекспир. В широком смысле эмоции и
чувства - это слова-синонимы. В узком
- под эмоциями понимают ситуативные переживания, а чувства – характеризуют
более длительные, устойчивые и глубокие переживания человека. Эмоциональные
состояния обычно оказывают влияние на характер жизнедеятельности человека:
могут повышать активность (стенические) или понижать (астенические). И.В.Вачков
описывает следующие функции эмоций:
Эмоции – это
язык нашего внутреннего мира. Они сообщают о том, какое значение, какую
ценность лично для нас имеют предметы или отношения с другими людьми, которые в
настоящий момент оказались в центре внимания. Человек может не задумываться о
происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость,
отвращение – сообщит об истинном отношении к нему. Или, скажем, мы еще только
представляем себе некоторую возможную ситуацию, а эмоции уже оценивают ее как
желаемую или неприятную. Таким образом, эмоции выполняют функцию оценки. Эмоции помогают человеку решить, в каком
направлении ему дальше действовать, помогают сделать выбор в ситуации,
предполагающей несколько возможностей.
Иначе говоря, они регулируют поступки и
действия человека. Эмоции в нашей жизни выполняют также мобилизующую функцию. Они как бы
подключают дополнительные источники энергии, увеличивают силы и возможности
человека. Причем такой способностью обладают как положительные, так и некоторые
отрицательные эмоциональные переживания. Дополнительные силы у уставшего
человека могут появиться и дать ему возможность еще некоторое время плодотворно
поработать как благодаря настоящей радости, так и благодаря сильной злости.
Вспомните, было ли с вами такое, когда кто-то говорил вам: «Да брось ты это
дело, все равно ведь у тебя не получится!» Разве хотя бы однажды вы не отвечали
(может быть, только про себя) со злостью: «Ну уж, нетушки!» – и не делали с
удвоенной энергией то, что вас призывали бросить? Эмоции помогают воспринимать то, что с нами сейчас происходит, не как
сумму отдельных фрагментов (подошел – увидел – заговорил – подарил цветы –
послушал), а как нечто целое, всеохватывающее, как часть жизни (например,
свидание). Все, что с нами происходит в отдельный момент времени, что окружает
нас, объединяется некоторым чувством, с которым мы проживаем этот момент. Мы
часто и называем тот или иной прожитый нами отрезок времени, указывая на
доминирующее эмоциональное состояние: интересная поездка, горестная весть,
веселая встреча и т. д. Таким образом, эмоции выполняют синтезирующую функцию. Эмоции обычно сопровождают другие
психические процессы (ощущение, внимание, память, мышление и т.п.) и находятся
с ними в сложной взаимосвязи. Так, например, состояние волнения, эмоциональное
переживание страха перед экзаменом, оценкой отрицательно сказываются на
функционирование процесса мышления, иногда даже наблюдаются эффекты «провалов в
памяти» из-за волнения.
Выделяют
следующие виды эмоций (по К.Изарду):
интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх,
стыд. Интерес – положительная
эмоция. Ее переживание способствует развитию навыков, умений, освоению знаний,
формированию мотивации к выполнению деятельности. Радость - положительная
эмоция. Она переживается в тех случаях, когда человек удовлетворил свою
потребность достаточно полно, а особенно ярко тогда, когда вероятность
удовлетворения была невелика или неопределенна. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или
отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие
обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на
объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Страдание - переживание отрицательной эмоции. Проявляется в тех
случаях, когда человек осознает невозможность удовлетворения потребностей. Чаще
всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер
астенической (ослабляющей человека) эмоции. Гнев - эмоция, отрицательная по знаку. Как правило, гнев протекает
в форме аффекта (неконтролируемой сознанием реакции) и вызывается внезапным
возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно
важной для субъекта потребности. Отвращение
– отрицательная эмоция. Обычно вызывается объектами (предметами, людьми,
обстоятельствами и др.), любое взаимодействие с которыми (физическое
взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с
идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками человека.
Если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное
поведение. Презрение – отрицательная
эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях. Она возникает как
следствие рассогласования жизненных позиций, взглядов и поведения (в первую
очередь, несоответствие нравственных норм и эстетических принципов). Страх - отрицательная эмоция. Человек
переживает страх, когда есть вероятность опасности (реальной или вымышленной),
ущерба для жизненного благополучия. Стыд
- отрицательная эмоция, выражающаяся в осознании несоответствия собственных
помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и
собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Чувство –
это переживание человеком своего отношения к самому себе и к тому, что его
окружает и занимает: к миру предметов и явлений, миру человеческой культуры.
Переживание устойчивое, длительное, сопровождающее нас порой долгие годы.
Способность чувствовать – это один из величайших даров человека. Эмоции преходящи, чувства устойчивы. Еще
одно различие: эмоции даны нам природой; даже если мы не осознаем своих эмоций,
мы их испытываем. А вот чувства – это величайшее достояние, которое нужно еще
себе присвоить, нужно научиться чувствовать. Чувство любви, чувства красоты и
гармонии, удовольствие, получаемое в процессе познания истины, чувства
сострадания и со-радости, совесть…
Помимо эмоций, следует сказать о высших чувствах, как о подлинно
человеческих характеристиках реагирования. Высшие
чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические). Моральные (нравственные) чувства
выражают отношение человека к человеку и - шире - к обществу. Основанием
оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются
моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной
жизни. К нравственным чувствам
относятся любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и
др. Интеллектуальные чувства выражают и
отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В
психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными
процессами, развивающимися в единстве. Во взаимодействии этих процессов роль
чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной
деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность,
сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству
удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию,
ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникшего противоречия. «Самая
прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В
ней - источник всякого подлинного знания», - писал А. Эйнштейн. Эстетические
чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их
отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному,
трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.
Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и
переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае
рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции
презрения, отвращения и т.п. В качестве примера специфического эстетического
чувства может быть рассмотрено чувство юмора, в основе которого лежит
способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально
на них откликаясь. Праксические чувства - это переживания человеком своего
отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности -
труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности
деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии,
в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности.
Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат,
общественная ценность - главные предпосылки возникновения и развития
праксических чувств. Умение осознавать
эмоции и чувства, управлять ими называется эмоциональной зрелостью личности.
Эмоциональная зрелость личности
— это определенный уровень развития личности взрослого человека, который
характеризуется открытостью эмоциональному опыту, осознанием собственных чувств
и принятием за них ответственности, развитой эмоциональной сферой и
эмоциональной устойчивостью, способностью адекватно ситуации проявлять и
выражать эмоции и чувства, а также способностью гибко и творчески обходится с
собственными эмоциональными переживаниями. Из преобладающих эмоций и чувств
складывается настроение - наше душевное самочувствие. Оно включает те эмоции,
которые преобладают в нашей жизни, наши чувства и психические состояния, в
которых мы находимся. От настроения в
свою очередь сильнейшим образом зависит то, насколько счастливыми мы себя
чувствуем, удовлетворены ли своей жизнью, способны ли достигать успеха в своих
делах. Конечно, человек так или иначе ощущает, хорошее у него настроение или
плохое. Признаки хорошего настроения:
·
В этом состоянии приятно, уютно и комфортно самому человеку. ·
Окружающим людям тоже комфортно и приятно находиться рядом с человеком, у
которого хорошее настроение. ·
В таком состоянии человек может и хочет активно действовать, наиболее полно
раскрывает свои способности, что ведет его к успеху. А когда настроение у
человека плохое, ему становится неприятно и дискомфортно. Ну, о каком комфорте
может идти речь, если без конца о чемнибудь тревожишься, ходишь обиженным на
весь белый свет или переживаешь сильную ревность? Окружающим тоже дискомфортно
и неприятно находиться рядом с человеком, у которого преобладает плохое
настроение. Поэтому он часто бывает одиноким, ему кажется, что никто его не
любит и не хочет с ним дружить. Как следствие, его настроение становится еще
хуже, и получается «заколдованный круг». Единственный выход из данной ситуации
— каким-либо способом изменить свое настроение, сделать его лучше. Тогда
находиться рядом с тобой станет приятно и люди к тебе потянутся.
Психологически зрелый человек
- это такое создание, у которого настроение преобладает хорошее и никакое
специальное исправление ему не требуется. Чтобы было что исправлять, сначала
надо свое настроение испортить. Почему-то часто получается так, что хорошие,
положительные примеры учат человека менее эффективно, чем примеры
отрицательные. Вспомните «Вредные советы» Г. Остера? Вот несколько советов о
том, как портить свое настроение: ·
Постоянно говори себе: «Я никому не нужен. Никто меня не понимает, не любит и
никогда не полюбит!» · Внимательно разглядывай себя в зеркало
и приговаривай: «Какой же я уродец!» ·
При каждом удобном случае сравнивай себя с другими. Когда сравнение не в твою
пользу - завидуй изо всех сил! ·
Поссорься с родителями! А заодно и еще с кем-нибудь из близких тебе людей. ·
Вспомни какую-нибудь проблему, решить которую ты все равно не в состоянии.
Думай об этой проблеме, о своем бессилии и о несовершенстве мира. ·
Подумай о своем будущем: представь, что через 20 лет ты будешь одиноким,
некрасивым, бедным и безработным. ·
А когда настроение уже станет хуже некуда, выпей с горя побольше пива, чтобы
потом мучиться похмельем. Иными словами,
эмоции играют активную роль в процессе познании и самопознания: Что мне
нравится и что не нравится? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям?
Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Когда мы пытаемся понять себя и
сформировать Я-концепцию, мы обязаны расслышать и понять язык эмоций и чувств.
Правда, этому языку надо еще научиться. Человеку нужно знать о не только том,
какие бывают эмоции и чувства, но как они проявляются лично у него, каковы
индивидуальные особенности эмоционального мира.
Педагогу важно
сформировать не только собственную эмоциональную зрелость, но и эмоциональную
зрелость по отношению к другим, поскольку это будет способствовать формированию
его профессиональных компетенций и, соответственно, повышению эффективности
обучения и воспитания.
Критерии эмоциональной зрелости личности:
1. Чувствительность, открытость эмоциональному опыту. 2. Осознанность эмоций и
чувств. 3. Адекватность проявления и выражения чувств (соответствие внешней
ситуации, внутреннему состоянию). 4. Психологическое благополучие (уверенность
в себе, удовлетворенность жизнью, отсутствие психосоматических симптомов). 5.
Зрелые способы переработки эмоций (сублимация, юмор, творчество). 6.
Произвольность (умение управлять собственными эмоциональными переживаниями и
собственным поведением).
Критерии эмоциональной зрелости личности по
отношению к другим: 1. Распознавать чувства других
людей. 2. Разделять свои и чужие чувства. 3. Осознавать влияние чужих чувств на
себя (уметь принимать или отказываться от чужих эмоциональных посылов); 4.
уметь сочувствовать другим; 5. осознавать как свои эмоции влияют на других; 6.
уметь надлежащим образом реагировать на чужие чувства и выражать свои.
Пример несформированности эмоциональной
зрелости у молодого учителя.
Среди наблюдавшихся нами педагогов оказалась учительница 1-го класса,
совершенно не умевшая владеть классом. Она имела педагогический стаж работы в
начальной школе, но все время ставился вопрос об ее увольнении как явно
несправляющейся со своим делом. Учительница часто повышала голос, требовала
дисциплины, но малыши ее совсем не слушались. Даже в присутствии посторонних
она хватала их за руки, тащила к доске, но к порядку их призвать не могла: дети
вертелись, шумели, переходили с места на место и т. п. Нетрудно было установить, что этот педагог не
обладает экспрессивными способностями. Она почти кричала, но это не был тон
приказа, пыталась сказать что-то требовательно, строго, но тут же на ее лице не
к месту появлялась улыбка. Она читала длинные нотации, а посмотреть на детей
внушительно, строго не умела, она совсем не владела ни голосом,ни мимикой.
Учительнице была указана одна из основных причин отсутствия у нее дисциплины на
уроке - неумение управлять своей экспрессией (иначе говоря, у учительницы была
собственная эмоциональная незрелость и эмоциональная незрелость по отношению к
другим). В дальнейшем мы проделали с нею ряд упражнений вне класса по овладению
интонацией, выражением лица, умением держать себя на уроке, проявляя более ярко
и свое недовольство, даже гнев, и ласковость, доброту, одобрение, похвалу и т.
п. Дисциплина на ее уроках стала заметно улучшаться. Учительница поняла, в чем
ее слабость и в чем сила, настроение у нее поднялось, исчезла излишняя
возбудимость и раздражительность. Нарушения дисциплины стали редкими, что
отметила и завуч, посещавшая ее уроки. Вместе с тем сама учительница признала,
что у нее также исчезла своего рода абстрагированность от детей на уроке, она стала
лучше их видеть, слышать, чувствовать, что способствовало установлению
нормальных контактов с учащимися.
В чрезвычайных
ситуациях человек реагирует по-особенному. Стресс
– это уже не просто эмоция, а ответ организма на угрожающее ему воздействие.
Это общая реакция человека на ситуацию, требующую мобилизации всех его сил. Но
в отличие от эмоции страха как реакции на неожиданную опасность, стресс
возникает в ответ на длительные перегрузки. Если человек вынужден
продолжительное время жить в состоянии опасности, нервной или физической
перегрузки, постоянной тревоги и возбуждения, он в результате может испытать
стресс. Проявляется стресс в разных формах: в психическом состоянии человека,
его физическом самочувствии, в изменении здоровья (увы, чаще – в ухудшении).
Одни люди в стрессовом состоянии становятся безынициативными и безразличными,
другие – суетливыми и взвинченными. Почти всегда стрессы приводят к тому, что
деятельность человека становится менее успешной, взгляд на мир – более
пессимистичным. Стресс снижает творческие возможности человека. Основатель
учения о стрессовых состояниях Г. Селье утверждал, что стресс – это не болезнь,
не патологическое состояние, а закономерная реакция человека на непредсказуемое
течение жизни. Стресс – это ответ на неблагоприятные условия жизни, это сигнал
человеку о том, что он не принимает мир, в котором сейчас живет, не готов
реализовывать себя в этом мире. Стресс могут вызывать биологические условия
жизни, скажем, неблагоприятная экологическая обстановка. Стресс может быть
следствием физических перегрузок. Например, для многих школьников последний год
обучения в школе становится стрессовым в силу значительных умственных и физических нагрузок. Наконец, стрессовые
состояния могут порождаться и сильными, повторяющимися в течение длительного
времени, эмоциями: горем, страхом, страданием. Можно ли изменить ситуацию? И
регулировать самому свои сильные переживания? Да, такие возможности есть у
каждого человека. Совладающее поведение помогает человеку справиться с трудными
ситуациями, которые оцениваются им как напряженные или превышающие его ресурсы.
Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть
негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на
организм. Совладание возникает тогда, когда человек попадает в трудную
ситуацию. Любая трудная ситуация предполагает наличие некоего объективного
обстоятельства и определенного отношения к ней человека в зависимости от
степени ее значимости. Вопрос об эффективном и неэффективном совладании
напрямую связан с понятием копинг-стратегий. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и
происходит процесс уменьшения или ликвидации очага напряженности. Их можно
применять для коррекции поведения, эмоциональной разрядки, изменения
субъективной оценки и контроля напряженной, травмирующей ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий