понедельник, 11 мая 2020 г.

Материал  для изучения учащимися 10 педкласса на 12.05.2020г.


Воображение
В современной психологической науке нет общепринятого понимания сущности воображения как познавательного процесса. Продолжается спор о правомерности его выделения в самостоятельную научную категорию. В 1913 году Д. Уотсон исключил феномен фантазии из числа объектов психологической науки. Определение воображения и сегодня отсутствует во многих современных психологических энциклопедиях.
Р.С. Немов определяет воображение как особую форму человеческой психики, стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Указание на промежуточное положение воображения или на его связь с другими познавательными процессами присутствует в работах многих авторов. Источником воображения, как и восприятия, является объективная реальность. Воображение не может творить из ничего. Слепой от рождения не может создать цветовой образ, а глухой – воссоздать в своем сознании звук. Воображение – это психический познавательный процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В любом случае оно имеет дело с образной информацией, поступающей или из ощущений и восприятия, или из памяти. Воображение на этой основе создает новые образы, реконструирует действительность.
В отличие от мышления, воображение не доводит процесс обобщения до логического завершения. Он остается незавершенным, сохраняя притягательность и эмоциональность единичного. Например, притягательность восточных календарей заключается в сохранении автономного значения каждого года в комбинации циклов, при наличии собственного брэнда – животного.
Таким образом, воображение – это образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти.
Виды воображения. В психологии принято выделять виды воображения  по следующим основаниям: по степени активности (непроизвольное и произвольное, активное и пассивное), по виду деятельности (научное, художественное, техническое и пр.) и по его результату (воссоздающее и творческое).
Наиболее полную и целостную классификацию воображения предложила И.В. Дубровина (1999):
 Непроизвольное, или пассивное воображение – вид воображения, при котором новые образы возникают под воздействием малоосознаваемых или неосознаваемых потребностей, помимо воли человека. К таким видам воображения относятся сновидения, галлюцинации и грезы.
Образы сновидения, как правило, представляют собой непреднамеренно возникающие фрагменты воспоминаний прошлого опыта, как неожиданные, иногда совершенно бессмысленные, комбинации. По Сеченову, сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на второй план, но продолжает обрабатывать усвоенную ранее информацию. Есть предположение, что сновидения выполняют психотерапевтическую функцию. Сон освобождает нас от психического напряжения. Житейская мудрость – ляг поспи и все пройдет – видимо, не лишена основания. Для сновидений характерны: чувственная достоверность (во время сна мы не сомневаемся, что все события происходят наяву; проснувшись, благодаря рационализации, мы меняем наше отношение к ночным фантазиям); невероятная причудливость (необычность сценария, связей и сочетаний образов); связь с насущными потребностями человека (на этом основан анализ сновидений в теории и практике З. Фрейда, сон снимает цензуру сознания и освобождает дорогу потаенным желаниям и потребностям).
Сны (сновидения) часто стимулируют творчество людей науки, художников и писателей. Можно вспомнить открытие во сне Д.И. Менделеевым периодической системы элементов или навеянные сном картины С. Дали.
Галлюцинации – пассивное и непреднамеренное возникновение образов в состоянии измененной или нездоровой психики. При галлюцинациях образы фантазии обретают черты реальности или замещают реальность. Их иногда называют «снами наяву». А.С. Пушкин в поэме «Русалка» приводит описание галлюцинаций старого мельника в состоянии умственного помешательства:
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песке Днепра-реки зарыты,
Их рыбка-одноглазка стережет.
Галлюцинации бывают зрительными, слуховыми, тактильными и соматическими. При слуховых галлюцинациях больной человек может слышать голоса, характерные звуки или музыку. Такие голоса могут вынуждать его совершать неожиданные поступки. Возможно, мифологические Сирены – всего лишь плод измененного состояния сознания измученных жаждой, голодом и неопределенностью моряков, голос моря. Зрительные галлюцинации переживаются или как лишенные конкретной формы объекты, или как сложные видения: бесы (в состоянии белой горячки) или зеленые человечки. При тактильных галлюцинациях человек ощущает прикосновение или передвижение под кожей воображаемых насекомых или других существ. При соматических галлюцинациях – они ощущаются внутри человека, передвигаются по его венам или царапают стенки желудка.
Сознание старого мельника (из приведенной выше поэмы) выстраивает психологическую защиту. Он не признает факта самоубийства дочери. Мельник продолжает о ней заботиться. Она живет в образе русалки рядом с бесами и рыбкой-одноглазкой в его зрительных галлюцинациях.
Грёзы – это вид пассивного, преднамеренного воображения, нереальные мечты или психическое замещение активной жизнедеятельности человека. Грезы – это бегство от реальных проблем, от себя, от собственной неуверенности и осознания комплекса неполноценности.
Произвольное, или активное воображение – процесс целенаправленного, преднамеренного построения образов желаемого будущего. По степени оригинальности оно может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим.
При воссоздающем воображении мы создаем новые образы воспринятого ранее на основе словесного описания или условного (неполного) изображения. В отличие от образов долговременной памяти, такие образы содержат определенные привносимые нашим сознанием элементы. Возможно, так у древних греков возник образ кентавра – результат воссоздания образа всадника на основе эмоционально окрашенного рассказа.
Творческое воображение – процесс самостоятельного создания новых, оригинальных образов, или хотя бы нестандартная интерпретация ранее воспринятого. Результатом (продуктом деятельности) творческого воображения являются материальные объекты (Эйфелева башня) и идеальные образы (эльфы и русалки).
Особыми видами творческого воображения принято считать мечту и фантазию. Мечта – вид воображения, направленного на будущее, на достижение желаемых перспектив в жизни и деятельности человека. Тонкую грань между мечтой и грезами можно обнаружить в «Алых парусах» А. Грина. Алые паруса и капитан Грей были мечтой для Ассоль и образом грез для окружающих ее людей. Мечта – не просто устремленная в будущее фантазия, она результат целеполагания и имеет активный деятельностный характер. Социальным аналогом мечты является идеал – образ, в котором воплощены наиболее значимые для данного человека черты и свойства.
Фантазия – вид воображения, практически полностью оторванного от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. В определенном смысле фантазия – это пролонгированная до неопределенного будущего мечта. Фантазия связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.
Механизмы и функции воображения.
Создание или рекомбинация новых образов предполагает наличие психических механизмов, которые могут быть реализованы в конкретных способах или даже техниках. Они основаны на способности подмечать, выделять в предметах и явлениях их специфические или неявные признаки и свойства и переносить их на другие предметы. К таким механизмам воображения относят агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, типизацию и метод сдвига.
Агглютинация («склейка») – частный случай комбинирования, творческий синтез, соединение несоединимых в реальности объектов или их свойств в одном образе. Например, в образе кентавра до изобретения генной инженерии соединены в одно образ человека и лошади, в русалке – женщины и рыбы. В ковре-самолете способность птицы летать «перешла» к ковру, в результате чего возникло новое сказочное средство передвижения. Я.Л. Коломинский приводит совет художника Леонардо да Винчи собрату по профессии: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, – пусть это будет, скажем змея, – то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В основе совета лежит механизм агглютинации, как и при маркировке зебры штрих-кодом.
Акцентирование – заострение, подчеркивание каких-либо признаков и создание на этой основе нового образа. Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей. Например, высокий лоб выдает умного человека, большой живот – большого любителя поесть. Акцентирование проявляется через отдельные специфические действия:
 Гиперболизацию – преувеличение или преуменьшение предметов, соотношения их качеств и элементов и создание на этой основе образа воображения. Акцентирование в сторону усиления какого-либо признака (преувеличение) называется гиперболой; напротив, в сторону уменьшения значения (преуменьшения) – литотой. Так возникли сказочные образы: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Змей-Горыныч и Богатырь.
 Утрирование – намеренное подчеркивание, преувеличение особенностей каких-либо отдельных сторон или черт в воображаемом образе.
 Типизацию – выделение существенного, повторяющегося в однородных предметах и явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Типизация одновременно предполагает и обобщение, и эмоциональную насыщенность. Это способ создания образов многих литературных персонажей (собирательных образов), обобщенных представлений о типичных представителях той или иной нации: пунктуальный и педантичный немец, аристократичный сноб-англичанин.
При акцентировании «некое свойство имеющегося образа отрывается от других его свойств и, обретая известную самостоятельность и целостность, как бы бесконтекстность, переноситься на иной образ, переструктурируя его, меняя его содержание».
Метод сдвига – комбинированный способ творческого синтеза, необычное перемещение в пространстве и во времени предметов и явлений относительно друг друга и создание нереальных ситуаций и образов. Например, динозавры в нашем времени в «Парке юрского периода» или ускоренный физический рост героев с сохранением умственного развития на прежнем детском уровне, или известная загадка Сфинкса, в которой человек проживает жизнь за один день.
Функции воображения. Воображение изначально возникает и развивается как полифункциональное психическое образование, участвующее в разных сферах жизни и деятельности личности. Чаще всего приводятся следующие функции воображения:
Эвристическая или инновационная – представление действительности в образах и возможность пользоваться ими в процессе решения задач. Эта функция связана с мышлением в ситуации неопределенности. Ее результатом является создание новых «образов для себя», начиная с неспецифических действий с предметами и варьирования их назначением (например, в играх понарошку).
Когнитивная (познавательно-коммуникативная) – функция воссоздания целостного образа по фрагментам чувственного опыта, обеспечения понимания речи и ее дополнения наглядными элементами, уточнения вербального высказывания путем интерпретации события, формирования внутреннего плана действия и способности манипулировать в уме образами.
Регулятивная – способность снять эмоциональное напряжение, произвольная регуляция познавательных процессов, поддержание удовольствия от процесса познания.
Антиципации и прогнозирования – предвосхищение, целеполагание, планирование и программирование результата деятельности, оценка привлекательности и степени реализации программ.
Прагматическая и социальная – использование формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических задач, возникающих в различных сферах деятельности, отождествление себя с эмоционально привлекательными субъектами, поло-ролевая идентификация.
Психотерапевтическая и психокоррекционная – регуляция эмоциональных процессов и состояний и коррекция представлений о себе посредством психологических технологий и тренингов, в том числе трансформация виртуальных образов в образы восприятия и памяти.
В экспериментах врача-гипнотизера В.Е. Райкова пациенты входили в образ выдающихся людей. Под гипнозом, находясь в образе одаренного человека, они значительно повышали свои достижения в живописи и музыке, а также в области изучения иностранных языков. Сегодня практика вживания в образ другого нашла применение в имаготерапии, то есть терапии при помощи воображаемого образа. Впрочем, отношение к функциям воображения во многом аналогично отношению к творчеству: воображение можно развивать или только создавать условия для его высвобождения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий