вторник, 14 апреля 2020 г.

11 педкласс,  23 апреля

Тема:   Характер как программа типичного поведения человека в типичных
обстоятельствах.
Материал для изучения:

Характер - (от греч. charakter – отпечаток; черта, признак, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Акцентуация характера - высокая степень выраженности отдельных
черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы.
Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека.   Жан Поль Рихтер
В отличие от свойств темперамента, которые обусловлены биологически, характер формируются прижизненно. Разумеется, его становление связано с имеющимися свойствами темперамента. Скажем, холерику и сангвинику легче сформировать у себя лидерские качества, чем меланхолику с его высокой чувствительностью, быстрой утомляемостью и слабой активностью.
Характер в психологии определяется как структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.
Характер понимается и как:
 система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих
поведенческий тип личности;
 мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности
адаптации индивида к окружающей его действительности;
 отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого
человека.
Представим нашу психику как особое Королевство. Население нашего
Королевства Внутреннего Мира настолько разнообразно и разношерстно, что
трудно себе представить. Премьер-министром в этом Королевстве является
Характер. Если бы он решил произвести перепись населения – хоть бы
только учесть все черты характера, – то столкнулся бы с серьезной  проблемой. Ведь только в словаре русского языка Ожегова имеется около
тысячи трехсот слов, обозначающих качества характера. Все они присутствуют в каждом человеке в той или иной степени. Мирно трудятся
Трудолюбие, Работоспособность, Старательность, зато разбойничают
Авантюризм, Наглость, Грубость, Вспыльчивость. К счастью, не все из этих
качеств являются Характерными Чертами.
Скажем, если человек немного струсил в какой-то ситуации, это еще не
значит, что трусость – черта его характера. Но если, допустим, он постоянно
и со всеми обращается вежливо, деликатно, тактично, то можно утверждать,
что тактичность – черта его характера.
Среди всего обилия жителей Королевства Внутреннего Мира некоторые становятся губернаторами провинций. Они выступают как руководители, задающие общую направленность развитию всего комплекса проявлений черт характера.
В Королевстве четыре главные провинции:
 Отношение к делу;
 Отношение к людям;
 Отношение к себе;
 Отношение к вещам.
Губернаторами в этих провинциях могут быть разные черты характера.
Например, властвовать в Отношении к людям могут Принципиальность или
Беспринципность, Правдивость или Лживость, а в Отношении к себе –
Себялюбие и Эгоцентризм или Самоотверженность и Чувство Собственного
Достоинства. Иногда в Отношении к делу у человека к власти приходят
Инициативность, Добросовестность, а иногда – Лень, Безответственность. В
Отношении к вещам могут руководить Аккуратность и Опрятность, а может
– Небрежность. У разных людей властвуют разные губернаторы – иногда
очень долго, а иногда они меняются каждый день (И.В.Вачков, 2009)
В истории развития науки известны многочисленные попытки создать
типологии характеров. Многие из этих попыток так и остались лишь
любопытным казусом, поскольку не получили научного подтверждения. Так,
в XVIII веке пастор И. К. Лафатер предложил в рамках физиогномики свою
оригинальную систему. Физиогномика (от греч. physis – «природа», gnomon
– «знающий») – это учение, ставящее характер человека в зависимость от его
внешнего облика: от особенностей его физиономии, конфигурации черепа.
И.К. Лафатер полагал, что о типе характера человека могут многое
рассказать его мимика, размер и форма носа, разрез рта. Физиогномическая
система И.К. Лафатера получила широкую известность, однако самым
сильным аргументом, опровергающим ее научность, выступила… смерть ее
создателя. И.К. Лафатер не сумел увидеть в своем случайном госте
преступные склонности – и был убит.
Другой весьма популярной теорией была френология, которая в XIX
веке рассматривалась как метод психодиагностики. Ее создатель Ф. Галль
считал, что кора головного мозга состоит из специальных отделов, каждый из
которых определяет особое свойство характера. Если отдел сильно развит, то
увеличена и соответствующая часть мозга, а значит, на черепе здесь должна
быть выпуклость. Изучая выпуклости и впадины на черепе, по мнению
Ф. Галля, можно определить все важнейшие свойства характера (И.В.Вачков,
2009).
…Он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. М. Ю. Лермонтов
Увы, данные науки полностью опровергли все эти положения. Во-первых, нельзя говорить о четкой локализации душевных качеств в конкретных отделах коры, а во-вторых, череп вовсе не повторяет рельефа головного мозга. Кроме того, авторитет френологии был подорван в результате очевидных конфузов. Например, было построено убедительное доказательство гениальности Рафаэля на основе анализа его черепа… а
потом выяснилось, что по ошибке взяли череп совершенно другого человека!
Среди других характерологических учений до сих пор наиболее известны
астрология, которая в связи с датой рождения и расположением звезд
предлагает гороскопы в качестве способов предсказания судьбы и характера
человека, нумерология, трактующая зависимость характера от цифр в дате
рождения, хиромантия, дающая прогноз характера человека и его будущего
по кожному рельефу ладоней. Большинство ученых в настоящее время
скептически относятся к этим учениям. Конечно, не следует категорично
отвергать существование определенных связей между внешностью человека
и чертами его характера, однако связи эти относительны и вариативны
(И.В.Вачков, 2009).
Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории,
характер зависит от телосложения.
Э. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три
типа характера:
Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом.
длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой
мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики - люди
замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым
условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;
Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие,
широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой
мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики - люди
спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах
и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;
Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста,
полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и
широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера -
циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко
приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики
склонны к маниакально-депрессивному психозу.
Современные психологи выделяют следующие типы характера:
 волевой (активный, целеустремленный, деятельный);
 эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний);
 рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний,
представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией
характера. Практически акцентуация – это предельная величина, крайний
вариант нормы. Акцентуация характера свойственна повышенная уязвимость
лишь к определенного рода психотравмирующих воздействиям,
адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления»
данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое
звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих
повышенные требования к функционированию именно этого звена. Во всех
других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид
ведет себя без срывов, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.
В связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к
подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется именно в нем,
целесообразно рассмотреть классификацию акцентуаций на примере
подростков, предложенной А.Е. Личко.
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличатся подвижностью,
общительностью, склонностью к озорству. Настроение у них всегда хорошее,
приподнятое. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но
эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро уходят.
2. Циклоидный тип. Подростки данного типа предпочитают
находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими
сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности,
на замечания реагируют крайне раздражительно.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем
она зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения
настроения могут быть самыми ничтожными, например, кем-то случайно
оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной
мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной
умственной задачи.
5. Сезитивный тип. Ему свойственно повышенная чувствительность
ко всему к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Подростки
обычно бывают обычно застенчивы и робки при посторонних людях и
потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны
они бывают только с теми, кто им хорошо знаком.
6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним
интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и
рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведениям других людей.
7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является
замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают
быть один, находиться в компании взрослых. Их внутренний мир зачастую
наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями.
8. Эпилептоидный тип. Типичные черты – жестокость, себялюбие,
властность.
9. Истероидный тип. Главная черта этого – типа эгоцентризм, жажда
постоянного внимания к своей особе.
10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к развлечениям причем без разбора, а также
к безделью и праздности.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрируют некритическое, а
часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в
группе.
Чтобы лучше разобраться в сущности акцентуаций характера, можно
вспомнить ряд литературных героев. Так, у Миледи из романа «Три
мушкетера» А.Дюма – истероидный тип; у Гавроша из романа
«Отверженные» В.Гюго – гипертимический тип и пр.
Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы.
Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже
достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента.
Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или
неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую
ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент
не предопределяет характер. Так у людей с одинаковыми свойствами
темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности
темперамента могут способствовать или противодействовать формированию
тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя
смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у
себя сдержанность, чем флегматику; флегматику надо потратить больше сил,
чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п. (Е.И.Рогов, 2002).
В самом общем виде все черты характера можно разделить на
основные, ведущие, задающую общую направленность развитию все
комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.
Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и
альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно
опасается, «как бы чего не вышло» и все попытки помочь окружающим
обычно оканчиваются внутренним конфликтом и поиском оправдания. Если
же ведущей чертой является альтруизм, то человек внешне не проявляет
колебаний, сразу идет на помощь, но при этом иногда может испытывать
сомнения по поводу правильности предпринятых действий. Знание ведущих
черт характера позволяет понять суть характера. Например, писатели в своих
произведениях, прежде всего, описывают стержневые черты характера,
позволяющие сформировать представление о характере литературного героя.
Некоторые герои настолько глубоко и верно отражают определенные
типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными
(Обломов, Хлестаков, Манилов и пр.) (Е.И.Рогов, 2002).
Таким образом, у человека со сформировавшимся характером
темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности,
а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной
скорости протекания психических процессов и проявлений личности,
определенной характеристике выразительных движений и действий
личности. В конечном счете, черты темперамента и характера органически
связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике
человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его
индивидуальности.
Рассматривая характерологические особенности педагога необходимо
отметить профессиональные качества личности, влияющие на результат
педагогической деятельности и определяющие индивидуальный стиль
педагога. Как отмечает Е.П. Ильин, качества педагога условно можно
отнести к доминантным, периферийным, негативным и профессионально
недопустимым (Е.П.Ильин, 2012).
К доминантным относятся качества, без которых снижется эффективность педагогической деятельности. Это целеустремленность и социальная активность, умение использовать качества своей личности для решения педагогических задач, гуманность и любовь к детям, справедливость, честность, искренность, добросовестность, ответственность, организованность, способность вести за собой, решительность, толерантность, эрудиция, интеллект, широкий кругозор и пр.
Периферийными называются такие качества, которые не оказывают
решающего влияния на эффективность деятельности, однако влияют на ее
успешность и отражаются на авторитете педагога. Это чувство юмора,
доброжелательность, отзывчивость, внешняя привлекательность,
жизнерадостность, вежливость, приветливость, самокритичность,
принципиальность.
Негативными являются качества, вызывающие снижение эффективности педагогической деятельности: эмоциональная неуравновешенность, мстительность, высокомерие, пристрастность, публичное выражение симпатий и антипатий к учащимся. К недопустимым  качествам относятся: наличие вредных социально опасных привычек (алкоголизм, наркомания), нравственная нечистоплотность, грубость, некомпетентность в вопросах обучения и воспитания, безответственность и др.
В свою очередь, все профессионально важные качества педагогов
можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные,
коммуникативные (включая педагогический такт), волевые,
интеллектуальные (включая перцептивные), аттенционные (качества
внимания), мнемические (качества памяти) и двигательные (психомоторные)
(Е.П.Ильин, 2012).
Мировоззрение педагога мотивирует всю его педагогическую
деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу
для воспитания у учащихся активной жизненной позиции. Отражением
общественного мировоззрения педагога являются такие качества, как чувство
ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества,
ответственность за судьбу общества в целом.
Нравственные качества. Нравственность, или мораль, - это форма
общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения
человека. Педагог должен обладать целым комплексом нравственных
качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью,
оптимизмом и т.д., поскольку нравственное воспитание учащихся должно
базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде
всего на личном примере.
Такие коммуникативные качества, как общительность, вежливость,
доброжелательность, умение ориентироваться в ситуации взаимодействия,
открытость, гибкость в общении, потребность в сотрудничестве — помогают
педагогу устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем
самым способствуют успеху воспитательной работы. К этим качествам
относится и педагогический такт. Особая роль в установлении контакта с
учащимися принадлежит такому качеству педагога, как эмпатия
(способность человека сопереживать и сочувствовать другому). Способность
педагога к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия
учащихся, но и ведет к установлению эффективных, положительных
взаимоотношений с ними. При установлении таких отношений учащийся
склонен не замечать отдельных ошибок педагога, и наоборот, при наличии
устойчивых отрицательных отношений учащиеся склонны в
гипертрофированном виде воспринимать любые незначительные его
промахи.
Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности
педагога. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость,
решительность, смелость. Невыдержанный педагог не может успешно вести
воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает
авторитетом. Нетерпеливые педагоги, желая быстрее достичь результата у
своих учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым
принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье
учащихся. Педагог без самообладания будет теряться в конфликтных и
неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не
адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, педагог не
сможет неукоснительно проводить в воспитании учащихся свою линию.
Однако спокойствие и выдержка педагога не должны подменяться его
безразличием, равнодушием к своей работе. Педагог имеет право и должен
радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, он не
должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый
и оскорбительный тон. Большое значение для педагога имеет такое качество,
как находчивость. На занятиях часто возникают ситуации, требующие
мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который педагог не может быстро ответить. Если педагог растеряется,
покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят
это как проявление им некомпетентности. Находчивый педагог не позволяет
проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет
лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В
зависимости от ситуации и вопроса он поступит различно. Если вопрос не
относится к преподаваемому предмету, то в ряде случаев можно сказать: «Я
не знаю». В других случаях можно уйти от ответа в данный момент,
сославшись на несвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь вести
урок, об этом поговорим после» или: «Как раз на следующем уроке мы будем
рассматривать этот способ выполнения упражнения». Конечно, на
следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос.
Непременным качеством педагога должна быть его требовательность.
Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей, которые
добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма.
Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость
учителя, его беспринципную снисходительность. Порой педагог предъявляет
требование к ученикам, потом забывает про него или отменяет без всяких
обоснований, а учащиеся всякие отступления педагога от предъявленных
требований рассматривают как его слабоволие.
Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения
педагога, помогают ему находить правильные решения в воспитательной
работе, обусловливают эффективность творчества педагога, поиска им
новых, неизведанных путей в воспитании и обучении. К этим качествам
относят: ясность и логичность мышления, его критичность, воображение,
изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности педагога играет
оперативность мышления, характеризующая способность быстро находить
оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также
экстраполирование, т.е. предвидение результатов педагогического
воздействия на учащихся.
Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и
аттенционных качествах, характеризующих соответственно восприятие и
внимание. Особую роль играет такое качество, как распределенность
внимания. Педагог одновременно должен следить за многими объектами и
моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им
материала, за своей позой, походкой, мимикой и при этом постоянно держать
под наблюдением всю учебную группу. Он должен также чутко реагировать
на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление),
улавливать, понимают они или нет его объяснения, замечать все нарушения
дисциплины, выявлять ошибки учащихся. Неопытные педагоги, увлекаясь
изложением материала, его показом, упускают из-под контроля учащихся,
если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить
изложения, делают ошибки и остановки при изложении материала.
Во многих случаях, чтобы не прерывать ход объяснения, педагог
должен отсрочить свое воздействие на учащегося (например, он может
сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания объяснения,
указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от
педагога хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он
должен сказать тому или иному ученику, когда закончит данный этап урока.
Успешная педагогическая деятельность педагога связана и с мнемическими
качествами — быстротой и прочностью запоминания.
Психомоторные качества особенно необходимы учителям труда и
физической культуры. Многие двигательные навыки, которые они должны
демонстрировать учащимся, требуют физической силы, гибкости, быстроты
реакции. Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и
аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации
внимания при реагировании на объекты или сигналы и т.д.

 Практические задания:
Упражнение «Анкета ученика» (заполненную необходимо поместить в портфолио, раздел 4)
Цель: развитие умений, направленных на выявление характерологических особенностей.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручка, бланк анкеты.
Время: 10 – 15 минут.
Процедура: учащиеся заполняют бланк анкеты.
Инструкция: «Сейчас каждый из вас прочитает перечень черт характера. Ваша задача, подчеркнуть те из них, которые характерны именно для вас».
Бланк анкеты.
1. Что в твоем характере тебя радует? Подчеркни соответствующее.
 хорошие способности к учению
 хорошая работоспособность на уроке
 хорошая память, внимание
 сильная воля, внимание, уверенность в себе
 дисциплинированность, вежливость, послушание
 умение быть всегда в хорошем настроении
 доброта, чуткость, внимательность к людям
 умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями
 умение вести себя в обществе
 отсутствие мстительности, злопамятности
 умение трудиться, трудолюбие
 скромность
2. Что в твоем характере тебя огорчает, приносит много неприятностей? От
чего ты хотел (а) бы избавиться? Подчеркни соответствующее.
 слабые способности к учению
 низкая работоспособность на уроке
 плохая память, внимание
 слабая воля, неуверенность в себе
 недисциплинированность, грубость, непослушание
 неумение держать хорошее настроение
 озлобленность, жестокость, невнимательность к людям
 неумение находить общий язык с учителями, сверстниками,
родителями
 неумение вести себя в обществе
злопамятность, мстительность
 неумение трудиться
 скромность

Упражнение «Черты характера педагога-профессионала»
Цель: развитие умений, направленных на выявление характерологических особенностей у представителей педагогической профессии.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручка, отрывки из художественных кинофильмов.
Время: 10 – 15 минут.
Процедура: учащиеся знакомятся с отрывками художественных
кинофильмов. Затем  отмечают яркие черты характера главных героев.
 Кинофильмы:
«Доживем до понедельника»
«Расписание на послезавтра»
«Географ глобус пропил»
«Хористы»
«Улыбка Моны Лизы»
Инструкция: «Сейчас  вам необходимо выделить наиболее яркие черты характера главного или главных героев и попытаться определить, какие причины повлияли на формирование черт характера у представителей
педагогической профессии, а также какие черты характера позволили стать
данным героев успешными/ неуспешными в педагогиче

Комментариев нет:

Отправить комментарий