Внимание! Учащиеся 10 и 11 педклассов здесь же будут получать темы и задания.
21 апреля.
Тема: Память
Теоретический
материал для изучения по теме:
Память:
виды и процессы памяти
Опрос: как я учу уроки?
Память –
это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его
повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Богиня
памяти Мнемозина – мать девяти муз, покровительниц всех известных тогда наук и
искусств.
Трудно
переоценить значение памяти для конкретного человека, в структуре его личности
и индивидуальности:
●
Память – одно из условий психической жизни человека. Едва ли не самое важное
чудо животной и особенно человеческой организации (И.М. Сеченов).
●
Лишившись памяти, человек утрачивает Я, перестает существовать (С. Роуз).
●
Я – это моя память (К.К. Платонов).
●
Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для
будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом
(С.Л. Рубинштейн).
Процессы памяти принято
называть мнемическими процессами (от греческого «мнеме» – память). Длительное
время житейская практика и научная психология значительно упрощали наши
представления о сущности
памяти
как психического познавательного процесса. Господствовала метафора глины или
восковых дощечек Платона, которые сохраняют след (отпечаток) воздействия
раздражителя.
Виды памяти:
1.Двигательная память – запоминание, сохранение
и воспроизведение определенных движений и их систем. Этому виду памяти
предшествуют
хватательный
рефлекс и избирательность по отношению к окружающим
предметам.
Она служит основой для формирования практических навыков.
Музыканту
проще вспомнить какую-либо пьесу не в виде нотной записи или
мелодии
звукового ряда, а по движениям пальцев во время ее исполнения.
2.Эмоциональная память – запоминание,
сохранение и воспроизведение
эмоционально
окрашенных явлений, или память на эмоции и чувства. Память
сохраняет
положительно или отрицательно окрашенные переживания. Они
могут
побуждать человека к действию или отказу от него. Другими словами,
информация
о событиях как бы маркируется эмоциями. Неприятные эпизоды
имеют
тенденцию к вытеснению и, наоборот, «счастливые» минуты хранятся
годами.
Принято считать, что эмоциональная память проявляется у ребенка
где-то
в шестимесячном возрасте. Такая эмоциональная избирательность
памяти
присуща каждому человеку. Эмоциональная память лежит в основе
способности
сочувствовать и сопереживать.
3.
Образная память
– запоминание, сохранение и воспроизведение
образов
определенной модальности. Э. Цветков память считает обратной
функцией
восприятия. Воспроизведение информации осуществляется по
каналу
той же модальности, по которому она была усвоена. Образная память
возникает
к двум годам, а своего наивысшего развития достигает в
подростковом
возрасте.
4.Словесно-логическая память –
специфически человеческий вид
памяти;
запоминание, сохранение и воспроизведение словесно оформленного
и
осмысленного материала. Принято считать, что мысли могут быть
переданы
с помощью языка, этим объясняется название данного вида памяти.
Хотя,
если при заучивании материала не обращают внимания на смысл, то
речь
может идти исключительно о словесной памяти.
утверждает Ги
Лефрансуа, существует всего два вида памяти: хорошая и плохая память, и большинство
обыкновенных людей владеют последней.
В
психологии выделяют такие процессы памяти, как запоминание (две формы -(непроизвольная
и произвольная) или три (запечатление, непроизвольная и произвольная), сохранение
(объектное и сохранение),
воспроизведение (узнавание; непроизвольное, или собственно воспроизведение;
произвольное воспроизведение, или припоминание) и забывание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий